Маленькое Забайкалье моей души

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)

Самые красивые места
    Забайкалье

Опубликовано: 15/11/2006
    Автор: Лощенко Наташа
    Автор: Суворова Мария

Маленькое Забайкалье моей души

Кажется, что август был так давно, но мы по-прежнему переживаем все так, будто это было вчера. Мы – команда турклуба Арха «15 градусов левее солнца» - посетили удивительный район Северного Забайкалья, где соседствуют суровые седые горы и пустыня, ласкающая ноги теплым желтым песком. Здесь, на Байкало-Амурской магистрали находится станция – поселок Чара, известная как единственное месторождение чароита (камень фиолетового цвета). С этого места и начинался наш поход.

Взгляд извне.

Подготовка к походу началась уже в декабре, все были в предвкушении будущих приключений, ведь поход – это не только доехать до места, пройти по маршруту и вернуться. Не известно, что ждет нас в пути, что предстоит пережить, несмотря на то что мы подробно изучали район, прежде чем туда отправиться. Мы уже полны решимости покинуть суету большого города и окунуться в новый, еще неизведанный мир, мир, где грохот камнепадов сменяется такой тишиной, что слышно как зарождается снежинка…

Походная жизнь на Кодаре.

Нас набралось две группы по 8 человек. Маршруты у наших групп различались по сложности, поэтому на второй день похода мы разделились. Авторы этого очерка были в группе с более сложным маршрутом- нам предстояло пройти несколько перевалов, где было необходимо специальное снаряжение и навыки. Первый радиальный выход мы совершили в Мраморное ущелье, там находится бывший сталинский лагерь, где мы увидели полуразрушенные бараки, забор из колючей проволоки, который в общем-то не требовался, потому что более верную стражу несли скальные стены ущелья. Прикоснувшись к не столь далекому прошлому, мы ужаснулись тяжелой судьбе этих людей, большей частью которых были политзаключенные.

На четвертый день мы ночевали на озере возле ледника, откуда открывался вид на пик Бам- наивысшую точку Кодара (3072м).И вот на следующее утро мы вышли в высокогорную часть нашего маршрута, где нас встречали скальные клыки, взметнувшиеся к небу. И началось самое сложное и интересное: работа с веревками, купание в облаке, каменная крошка в утренней каше, 11- часовой переход почти без отдыха по петляющей с берега на берег тропе, ботинки, полные воды. Но были и приятные моменты: когда тучи ненадолго разошлись, и солнечный луч, запутавшись в облаке, породил радугу; когда нас удивила прыгающая по камушкам черная белка в долине, где в радиусе нескольких километров нет никакой растительности вообще; когда мы спустились к реке, покинув негостеприимные скалы, и соседняя группа москвичей угостила нас лимоном с сахаром (ценная вещь в походе).

После окончания самой сложной части маршрута нас ожидала встреча со второй командой. Но нам, долго находившимся в своем тесном кругу, поначалу трудно было привыкнуть к большому количеству людей, поэтому в первые дни мы жили разными лагерями.

А дальше мы пошли в пустыню, и долго наслаждались теплым песком, после холодных ледников и дождей, играли в этой большой песочнице, как настоящие архитекторы, возводя замки. На следующий день наши команды сидели и наблюдали, как в горах сгущается непогода, а над нами было голубое небо. После этого мы вышли в «населенку», откуда мы уже на поезде отправились к Байкалу- самому большому озеру мира. Там мы 2 дня жили на острове, как настоящие Робинзоны. Все отдыхали и гуляли по острову, любуясь закатными красками и парящими чайками, казавшимися белоснежными отблесками на фоне мрачных туч. И вновь выход в цивилизацию и поезд в город Северобайкальск, где мы еще 2 дня посвятили Байкалу, дожидаясь поезда. Но мы не забывали и о своих желудках и стремительно опустошали прилавки. Особой популярностью пользовался свежий хлеб и молочные продукты, которые мы не видели уже месяц.

Но не смотря на все походные лишения, тяжелые рюкзаки и плохую походу, вспоминаются самые приятные моменты- когда облака у твоих ног, и сердце замирает от ощущения прекрасного…

«Маленькое Забайкалье» - так называют Каларский район местные жители, с которыми нам, к счастью, выдалась возможность пообщаться. Действительно, район этот очень маленький и, кроме того, малодоступный из-за горного окружения и большого удаления от привычного нам цивилизованного мира.

Новый край встретил нас приветливо: была хорошая погода, солнце, администрация Чары зарегистрировала нашу группу, не попросив даже денег, зато пообещав в случае невозвращения в срок выслать команду спасателей, а потом нас на грузовике довезли до подножия гор.

Народ здесь очень спокойный и добрый, несмотря на суровые условия (зимой -60 о С, вечная мерзлота, вокруг одни горы, что не дает возможность полноценно вести домашнее хозяйство, держать скот, даже картошку в магазине продают китайскую). Надо сказать, что мы получили огромное удовольствие от общения с этими людьми. Провожали нас с музыкой и цветами- нам посчастливилось ехать в автобусе творческого ансамбля, который ехал на день села. Всю дорогу мы пели вместе с ними песни под баян, а на прощанье они спели нам песню про Кодар собственного сочинения.

Мимо нашего лагеря проезжал вездеход, когда мы уже собирались бродить реку, чтобы сходить на пески. Его появление среди леса было неожиданно, но мы не растерялись и привычным жестом подняли руку, водитель любезно согласился подбросить нас. Ехать было, конечно, весело, да и реку не пришлось переходить, но сердце обливалось кровью, когда водитель на вездеходе свернул с дороги и поехал по целине, и под его гусеницами, словно травинки, приминались молодые сосны (что уж говорить о травинках).

P . S .

Туристы не часто посещают суровый Кодар, о чем свидетельствует перевальная записка, датированная прошлым годом. Горный район совершенно противоположен нашему привычному городскому окружению, где суетятся и мельтешат людишки, где все подстроено под человека и все имеет свой срок. У гор нет времени, нет соразмерности с человеком. Когда попадаешь в окружение вершин и хребтов, начинаешь постепенно осознавать важность момента вообще и этого особого момента, когда ты, тот один из миллиарда, сидишь среди этих вечных каменных стен и просто наслаждаешься видом. «Гора – это мудрая лекция «Вечность и я»…*

Как мы все хотим, чтобы память о нас осталась на этом свете навечно! И даже если все люди в этом мире умрут, все дома и вещи, хранившие память, рухнут и истлеют, горы будут помнить…