Кузнецкий Алатау-2004 Летопись

Санька
    Ваша оценка: Нет Средняя: 4.5 (2 голоса)

Летописи

Год: 2004
    Автор: Никонова Александра
    Регион: Западная Сибирь

Пока стояли на вокзале и ждали поезда , выяснилось, что у Наташи Лощенко лишний спальник. Заскочив в поезд, аврально распаковали рюкзаки и отдали спальник провожающим. Потом были прощания и махания ручками. Евдунов с улицы приставил палец к стеклу - Лушкина в вагоне сделала то же. Получилось вагонное рукопожатие.

В поезде в основном ели.

Пейзаж за окном описывать не надо: кто ездил в сторону Новосибирска - знает, а кто не ездил - не поверит, что Сибирь здесь такая скучная - березовые перелески, болота, ни одного холма на горизонте. Нас уральцев, привыкших к тому, что вдали всегда должны быть покрытые хвойным лесом горки, это не радовало.

В Новосибирске к нам в поезд сели Лёха Ташкинов и Костя. Из Ек-га они выехали на полчаса раньше нас, а в Н-ске были за 3 часа до нашего поезда. Но вокзале они встретили нас шариками и мороженным! - как мы и заказывали.

В Новокузнецк приехали рано утром - не выспались, встать пришлось в 5 утра. Так в полусне и дождались электрички . Как мы ехали в электричке я не помню.

Вышли недоезжая одной станции до Междуреченска, чтоб не сидеть весь день в городе, а отпраздновать Димкин День Рождения на свежем воздухе.

- День нулевой (а еда все не кончалась...).

Встав на берегу реки Томь (между двумя мостами железнодорожным и автомобильным), мы приготовили пожрать, в смысле праздничный обед. Творог с малиной, конфеты, мармелад, мышкин торт, картошка запеченная в фольге, кОлбОса и помидоры с огурцами в безумном количестве, запитые домашним вином. Далее программа развлечений состояла в следующем: хождение на разведку, купание, попытка ловли рыбы, исследование автомобильного моста, пускание блинчиков и потопление вражеской бутылки путем бомбордирования ее огромными каменюками. Ну-у, не помню как там оно с бутылкой получилось, но лодку наши девушки пустили на дно. А потом мы опять ели, ели и ели...

День первый (давайте не делать из еды культа...).

Соскочили с утра пораньше. Сели в электричку до Междуреченска, а там перепрыгнули на электричку до .... На этот поезд похоже ломился весь Междуреченск, да к тому же с рюкзаками. Мы успели запрыгнуть на одну станцию раньше, чем основная толпа. - поэтому мы сидели. Сколько станций до Лужбы - мы не знали, поэтому вскакивали с каждым объявлением репродуктора. В результате чего наш доблестный командир, Наташка и Наташка выпрыгнули на служебной остановке, не доезжая до пункта назначения пяти километров.

Озадаченные столкновениями с первыми трудностями, мы вывалились из эликтрички. Леха Т. и Костя отправились спасать отставших, Наташка побежала разведывать переправу, Фобос пошел искать хлеб , а Андрюха - расписание. Леший случайно оказался дежурным. Санька помогала.

Когда суп закипал, подтянулись отставшие от электрички. Димка был ЗОЛ. Его успокаивали, кормили супом и колбасой.

Около двух часов пополудни переправились через Томь и с гиканьем отправились по дороге в лес. Дорога была двухколейная. Переправились через четыре ручья. Когда начался "ощутимый" подъем в гору людям поплохело. Пытался начаться дождик. Искали место для стоянки. В конце концов плюхнулись на обочине дороги. Где и заночевали.

День второй (Нас там ждёт хариус!!!)

Всё утро гонялись за кошкой, которая мяукала в кустах. Потом шли по глинистой дороге под моросящим дождиком и предвкушали перевал. Он оказался совершенно незаметным - просто в лесу тропка взобралась на пригорок , прошла через болотце и спустилась с него. Только по GPC и узнали, что это было. Спускаясь с перевала, первый раз за поход увидели курум. Полазали по глинистым обрывам с рюкзаками, и вышли к Казыру.

Обед на поляне готовить не стали, по тому что не было дров, решили пройти дальше. А там уже не было воды. Костя остановился поговорить с приютчиком и отстал. Начинался дождик. И тут Леха нашел стоянку с ГОРЯЩИМ костром. Молодежь готовила обед, старшее поколение ловило рыбу.

Димка сказал - идем до 20-00 и падаем. Хорошая полянка нашлась в 19-40. десять минут мы неуверенно ходили по ней и ждали распоряжений руководителя. Димка, издеваясь над нами, молчал. Наконец он изрек - ходим кругами до 20-00 и встаем.

Вечером ужин, купание и всеобщий массаж. ( см. фото)

День третий (идём до закладки)

По хорошо натоптанной тропинке, вдоль по Казыру мы шли целый день. Долго и вдумчиво переправлялись через многочисленные притоки, в то время как аборигены быстро преодолевали их, не снимая кед. Начался дождь. Подходили к приюту.

-Как? Вы с палатками? - спрашивали нас приютчики. - Сегодня группа костер развести не смогла! (смысл этих восклицаний сводился к следующему: платите деньги и ночуйте в приюте.)

До задуманного места закладки мы так и не дошли. Промокшие насквозь мы натянули тент и не создавая паники поставили палатки, куда все кроме дежурных и попрятались. Так и уснули под шум дождя.

День четвертый

С утра ждали погоды. После завтрака началось разлагательство. Оно продолжалось до обеда. После обеда лениво собрались и часа в три начали двигаться. Сделали закладку -рюкзаки сильно полегчали. Поэтому побежали быстро. Встречные группы обещали нам болота по колено - они все шли в кедах. Наши ботинки позволяют проходить это, почти не промокая.

Было несколько переправ - на первой же я решила не снимать ботинок - зато остались сухие сандалии.

Через просветы между деревьями уже видны горы, что очень ободряет. Весь день рядимся - идти ли нам сегодня перевал? За ним, говорят, озеро с рыбой… Но тогда сегодня перевал и спуск, а завтра связка - тот же перевал и НГПИ (1А). Димка загадочно молчит . Говорит: «Дойдем до ручья - посмотрим.»

Ручьев, на самом деле было много. Последний, за которым была видна стоянка, оказался самым коварным: практически все вымочили ноги. А Леший и Димка вообще упали, выходя на берег.

Полянки для стоянок все заняты. Встаем в сторонке, вытаптывая высокую траву. Видимо всю ночь будем мучиться - спать на кочках и камушках.

У костра заседает «Men's club». Пьют кофе. Может быть даже с коньяком…

Из лагеря виден завтрашний перевал с курумом.

День пятый.

Ага, перевал! Как же! Дождь начался рано утром и не прекращался практически весь день. Горы вокруг попеременно затягивает облаками. К середине дня «молоко» дошло и до нас. Так что еще один день разложения.

В одной палатке играют в преферанс. В нашей по очереди спят разные люди. Неизменны только Наташка и Леший. Третья стоит пустая.

После обеда организуется подвиг - поход за черникой. Идут трое самых смелых - Ташкинов, Фобос и Наташка. Набрали литра три, вернулись и преф продолжился.

В нашей палатке Леший рассказывает нам свои голландские похождения.

Вечером главное событие - увидели кусочек неба.

Уже вечереет, и вдруг вижу, что лица людей кажутся золотистыми - это закатное солнце пробивается через облака. Небо как калейдоскоп - постоянно меняется: голубые, розовые и фиолетовые пятна бродят между горных хребтов. Андрей хватается за фотоаппарат, я за камеру.

Перед сном на небе разглядели несколько звезд. Может завтра все же на перевал.

День шестой.

С утра серо. От скуки Ташкинов, Костя и Андрей решили все-таки сбегать на перевал, - хоть одним глазком посмотреть. Всё серьезно, взяли рации. Назначили контрольное время связи. Вернулись минут через 45 - говорят, сверху светлее. Надо идти.

Еще со стоянки было видно, что вершинки ближайших гор в снегу. Идем вверх: ближе к перевалу на траве иней, дальше елочки, поросшие кристаллами льда.

Так, любуясь на изморозный август, подошли к Караташскому перевалу.

Димка говорит, что дальше нам на п.НГПИ - где он, сейчас не видно - облако закрыло.

Но у нас есть GPS - мы смело идем в «молоко».

Довольно шустро делаем траверс склона и заходим в облако. Серо и прохладно, курум присыпан снегом.

В общем, еще часа два мы искали перевал, понимая, что ходим где-то близко. Не нашли и встали на ночевку. Можно сказать, что с ночевкой нам повезло - место гладкое, ветра нет. Нормальная зимняя ночевка на Урале в ноябрьские праздники. Правда, без пуха.

Долго и весело складывали очаг. Не то, чтобы очень надо, а чтоб чем-то занять себя и согреться. Варили на примусе ужин. (см. видео) Костя требовал сварить кроме какао чай - Санька не дала - экономим бензин.

День седьмой.

Утром оказалось, что палатки покрылись коркой снега см. 5-10 , а вокруг то же «молоко»!

По GPS нашли свой перевал, спустились в Золотую долину. Не зря она так называется! Из того, что мы здесь видели - самое красивое место.

В окружении довольно высоких хребтов лежит долина, покрытая тундровой растительностью - вся в озерах. Они находятся на разных уровнях и одновременно не видны. Отходишь от одного - лес, пригорок, и вот следующее. Внизу озера прозрачны, повыше - густо-зеленые. Ручьи, текущие из самых верхних озер спускаются вниз каскадами водопадов. Общее ощущение - прозрачно-золотой строгости.

Когда мы спустились в долину, то стало видно, как облака, из которых мы вышли, клубятся над языками снежников и серыми обрывками уползают за хребты.

Часам к трем встали на стоянку возле одного из озер, поближе к перевалу Козьи ворота.

Пока спускались с перевала, казалось, что все бодры и прекрасно отдохнули за ночь. Когда же встали на ночевку, оказалось, что мы изрядно вымотались за время этого зимнего приключения. Однако решено завтра идти в радиалку на Верхний зуб.

День восьмой.

Утром пошли на Зуб. Больше часа продирались по каким-то кустам и крутым склонам. Добрались до перевала - дальше собрались идти через ближайшую вершину. Я не чувствовала в себе сил на это и повернула назад. Димка меня кое-как отпустил.

Поэтому, что было на Зубе, я не знаю. Читайте у Мыши.

День девятый и десятый. (15 градусов левее солнца)

Следующие два дня - это безумная гонка, потому что Лёхе и Косте надо на поезд. То есть мы должны подойти под Озерный перевал к вечеру второго дня.

Подробно описывать эти дни не буду, по тому, что все равно не помню, сколько раз и куда мы поднялись и спустились.

Запомнились два момента. Вечер первого дня, спуск по куруму, поросшему черным лишайником и тут начинается дождь. В общем, метров пятьсот мы шли больше часа, все время поскальзываясь и боясь упасть. С тех пор "черный курум" это страшное ругательство.

И второе, следующий день. Ломимся без тропы, по болоту, высокой траве, лесистым склонам. Без обеда. Даже без перекуса. В семь вечера выдали кураги, чтоб были силы на последний рывок. И со словами:

- Идем 15 градусов левее солнца. - ломонулись.

Когда выходя из очередного болота увидели дым - не поверили.

Всё! Теперь мы на тропе! Правда сил нет...

Греча, сало, водка - самый вкусный ужин за весь поход.

А до трех часов ночи наш народ пел песни у соседей.

День одиннадцатый

Утром помахали ручкой Косте и Лёхе. Они пошли на электричку. Сегодня им надо преодолеть два перевала.

А нам надо взять перевал и встать на ближайшей стоянке, чтобы бегать оттуда на Малый Зуб, Большой Зуб и т.п.

Все утро никак не могли собраться с силами, чтобы выйти. Стартовали часа в два. Силы после вчерашнего не восстановились совершенно.

В общем, дошли и встали.

День двенадцатый

День прошел так:

Мальчики ходили за закладкой, жрали тушенку (ГАДЫ!!!) и ловили хариуса.

Девочки развлекались помывкой голов, стриптизом и рябиновым компотом.

Леший вернулся сразу, после того, как достали закладку, а остальные остались ловить рыбу. Не поймали. Когда шли обратно, то не свернули на нужном повороте и потом долго не могли выйти к лагерю, ища переправу через ручей. Девушки их ждали и волновались.

На ужин была елочка и пюре с "котлетами". Под елочкой в качестве подарков лежали два мешка сухарей.

День тринадцатый.

Пошли на Малый зуб. Первый раз забрались на Озерный перевал с этой стороны. Поднялись на Малый зуб. Перед вершиной лежало небольшое плато, а сама вершина представляла собой сборище каменных столбов. Залезать на нее без снаряжения командир не разрешил. Однако Леший и Наташка долго исследовали такие возможности и обсуждали, куда бы можно было поставить ногу и за что схватиться рукой. Однако, как только наше внимание обратилось на деление перекуса, оказалось, что Димка уже забрался на эти камни по какой-то дыре. Сидел на верху и махал нам ручкой. Спустились благополучно.

День четырнадцатый.

Большой зуб - раз. Андрюха пошел ловить хариуса (как обычно безуспешно), а остальные пошли в сторону Большого зуба с тем, чтоб по пути понять - идут они на него или нет. Пунктом принятия решения был водопад. Дойдя до него, мы разделились - Димка, Фобос и Наташка пошли покорять вершину, а Леший, Наташка, Наташка, Санька и Мышь искупались в чудесном озере - эдакой ванне для горных оленей, и пошли обратно. Связь с группой восходителей поддерживали по рации.

В 17-00 они сказали:

- Мы на вершине. Угадайте, на какой?

- На Зубе, - предположили мы.

-Не-е-ет! - сказали они. - На ЗапСибе! Спускаемся по кулуару возле ледника.

(Видели мы потом этот кулуар - врагу не пожелаешь!)

Вечером они пришли и решили, что устраивают завтра себе отдых.

День пятнадцатый. (Давайте возьмем аптечку, вдруг умрем?)

Отдыхающие отдыхали. Андрей повел девушек из "младшей группы" смотреть на красные льдины, а Леший остальных девушек на пупырь, названный Больным Зубом.

мы, т.е. те, кто пошел на Больной Зуб, второй раз забрались на перевал Озерный, а потом по курумничку вверх, вверх и вверх. Возле вершинки встретили группу подростков - в шортиках и кедах, все-таки, зачем мы ходим в тяжелых и почти всегда мокрых ботинках?! Прошли немного по хребту, перекусили, любуясь видом на озера, и пришли обратно к контрольному времени.

День шестнадцатый.

Поход на Большой зуб - два.

Позавчера Димка разведал дорогу и сегодня повел нас торной тропой. Два с половиной часа мы шли вверх по ручью, и дошли до озера. Возле озера остались Мышь с Наташкой. Они обещали приготовить чай к нашему возвращению .Оттуда был виден маршрут подъема на Большой зуб.

-Вот, значит, сначала вверх, потом обходим эти скалки, потом надо выйти на во-о-он ту зеленку, оттуда на гребешок, а уже по нему на вершинку.

Ага, ломонулись. По пути встречались турики. Просто встречались. Их ставил кто-то, такой же, как мы (см. день девятый-десятый), только заботливый. Поэтому, когда на одном из привалов мы увидели вверху людей, и спросили:

-Вы уже на гребне?

И они ответили:

-Да.

Мы были обескуражены. В описании, по которому мы шли, говорилось, что подъем занимает намного больше времени. Мы дошли от озера за два часа.

Короче вылезли мы на вершину. С удовольствием поели, записали на камеру послания к родным и свалили вниз. К девчонкам и чаю.

День семнадцатый. (Погоды нет, так хоть погуляем.)

С утра еще была надежда на хорошую погоду, но в процессе сборки лагеря она скончалась. Мы третий раз лезли на перевал Озерный с этой стороны в полнейшем тумане и мокрые до нитки. На спуске Андрюха начал отставать, и только это убедило Димку встать в кедрачах на стоянку. Лагерь ставили аврально. Однако, от дождя никто не умер и даже вроде не простыл. Для профилактики Наташка, первый раз в жизни ела лук.

На стоянке, под корнями кедра добрая предыдущая группа (та, с которой мы пели песни вечером десятого дня) оставила нам еду - крупы и макароны.

Вечером спали и пытались сушиться.

День восемнадцатый.(Стоянка с видом на хариуса.)

Надо спускаться по Нижней Тайджесу.

Высушились, вымылись, отправили Андрюху вперед, и пошли его догонять. Шли по мокрой, грязной тропе изредка переходящей в болото. Зато объелись черникой.

В конце всего этого вывалились на стоянку с видом на хариуса. Ну-у-у, рыболовы бросились его ловить, но он весь косой был и по наживке промахивался. Общими усилиями за два дня выловили шесть рыбок. И засолили их, закоптили и пожарили.

День девятнадцатый.

Стоим при впадении Тайджесу в Бельсу.

Хотели было пойти на Двуглавую, но плюнули и никуда не пошли. В тот день крик "Миски на базу!" звучал семь раз: ели рыбок, лепешки с мёдом, варенье из черники и что-то еще.

А еще ходили разведывать тропу. Скрещивали жуков на елке. Наблюдали жизнь ящериц в ботинках - в общем, разлагались, как могли.

Вечером, уже ложась спать, встретили двоих молодых людей с большими рюкзаками – они сказали, что сегодня приехали на электричке и пришли со станции. Идти , говорят, четырнадцать часов. Ага, у нас еще есть четверо суток.

День двадцатый. ( Счастье - это сухие ботинки и тропа под ногами.)

Идем вниз по Бельсу. Как и позавчера Андрей идет вперед, а мы его догоняем, потом обгоняем, оставляем ему перекус на стоянке "с кроссовками". И, в конце концов, теряем его, когда он не выходит на связь. Стоим в непонятках. А может, с ним что случилось? А что делать? Как проверить связь? Таковы общие мысли.

Решили стоять и ждать час, хотя это время связи оговорено не было. Через час Андрюха откликается, оказывается это были просто технические глюки. Выясняем, что он недалеко от нас и решаем его дождаться, а потом решить – идем сегодня дальше или нет. После того как он проявляется, решаем сегодня уже никуда не идти. Стоим на берегу реки - напротив нас скала, на которую все облизываются, однако, из снаряжения - один карабин.

За нашим лагерем чудное болото (см.фото). Набрали грибов. Поджарили, получилось по ложке на каждого.

День двадцать первый.

Идем по натоптанной тропе дальше. Тропа по мощности приближается к проселочной дороге. Вскоре она сворачивает в лес, а нам по карте надо вдоль реки. Замешательство и попытки выяснить, туда ли мы сворачиваем? Решили идти вдоль реки – вроде бы там есть тропа. Андрей пока впереди. Скоро заходим в болото. Где Андрей? Обошел верхом или тут же впереди нас? Еле заметная тропа по болоту выводит нас на берег реки. Но и там идти не легче. Скользкие камни и кусты. Однако все равно другой дороги не видно. Идем.

Пробираемся так уже больше часа. Впереди галечная коса. На ней рыбаки. Наверное, они знают дорогу.

Когда мы подошли и спросили, где же дорога, они посоветовали нам вернуться и идти по той большой тропе, которую мы оставили сегодня утром, по тому, что она уходила в лес. Ага, это значит обратно по этому ужасному берегу! Нет, не хотим. Наверняка, если забраться на во-от эту горку, и пойти под углом к тропе мы быстро на нее выйдем.

Мы ломонулись в горку, на высокий берег. Шли минут сорок, набрали метров сто высоты. Ага, там бурелом и кусты, а главное никаких признаков тропы. Съели шоколадки. Отдохнули, подумали. Решили спускаться по ближайшему ручью, а там видно будет.

Спуск только кажется легче подъема. Этот был замечателен высоченной травой, которая скользила под ногами. В общем, спускались долго. И устали сильно. И вообще – давно пора обедать. На обед встали на какой-то рыбацкой стоянке.

До вечера шли по малозаметной тропке и встали на ночевку на поляне с высокой травой, все уставшие и с несильно радужным настроением.

День двадцать второй.

"Маруха. Дошли, ручей, тропа. Кончилась. Андрей ушел вперед. Через час оказалось, что мы в другой долинке, перевалили хребтик, догнали Андрея. Встали на склоне, где кончился ручей. Завтра НАДО дойти до Амзаса."

Вот такая запись сохранилась у меня в блокноте с этого дня.

На самом деле было так.

Утром продолжали идти по вчерашней тропе и к обеду дошли до ручья Маруха, по которому на карте нарисована тропа. У впадения ручья в Бельсу сварили обед.

После обеда пошли по тропе, однако она кончилась метров через двести.

Андрюха, как обычно, ушел вперед. Мы брели по каким-то совершенно нехоженным местам на склонах ручья. Постоянно попадаются промоины на склоне, очень похожие на участки тропы. Димка говорит, что устал «распознавать» дорогу. И вообще идти первым утомительно.

На склонах возле больших деревьев попадаются «гнезда» из травы – большие ее охапки накиданы возле стволов. Интересно, кто это сделал? Мы так и не догадались.

Спускаемся к ручью. Как раз время связи с Андреем.

-Ты где?

-На ручье.

-И мы тут же. Сколько метров от лагеря?

-1700.

-А мы 1850, догоняй!

-Ждите, скоро буду.

Через пятнадцать минут.

-Андрюха, ты где?

-Это вы где? Я уже прошел 300 метров. Вас нет.

-Давай координаты.

-84……

- Ага, у нас 84……

-Ребята, вы же на притоке! А я на основном ручье.

-Идем к тебе.

Идем - это прямо через горку, отделяющую приток от ручья. Всю дорогу вычисляли длину экватора в метрах.

Когда вышли к Андрею, оказалось, что ручей практически закончился и надо вставать лагерем тут. А тут негде. Везде крутые лесистые склоны, какие-то ямы и кусты. Кое как нашли место, где хоть как-то можно разместить две наших палатки. Дойти оттуда до ручья, это уже приключение, пятьдесят метров дыр и кустов. Поэтому хождение в темноте было запрещено.

Чтобы поставить палатки пришлось рубить лапник в больших количествах, чтобы хоть как-то выровнять площадку. Все равно из палатки выходишь – как десантируешься, прыжком.

Общее настроение – подавленное. Если дальше такая же дорога, то нам идти еще пару дней как минимум, а НАДО дойти завтра. Больше просто продуктов нет.

Вечером девушки думали, как бы растянуть ту еду, что осталась, еще на сутки. Вроде получается, но впритык. В общем, завтра ломимся до Амзаса, ломимся весь день, по дороге ли, без дороги – но дойти надо.

С такими мыслями и пошли спать.

Мне попалась ужасная кочка.

День двадцать третий.

С утра все настроились как на последний бой. Идти не меньше чем до темноты, а может и ночью.

Сняли лагерь, вышли на ближайший курумник. Довольно легко дошли по курумному языку до ближайшей седловинки. А там березовый лес, папоротник и ….ТРОПА!!!!!! Я думаю, каждый из нас внутри себя прыгал и радовался этому счастью, но не верил, что она останется с нами надолго. Однако осталась. Мы шли по ней почти весь день и легко вышли к Амзасу.

Конечно, пару раз она пыталась сбежать от нас, но мы ловили ее и шли дальше.

Вдоль Амзаса двухколейная дорога, та , по которой мы шли в первый день. Сегодня она кажется нам совершенно нереальной. Мы забыли, как по ней идти. Учимся ставить ноги на прямую поверхность. Вроде получается.

Возле переправы обнаружили место для стоянки – огромную, совершенно ровную поляну, заросшую изумрудно-зеленой травкой. Ну прямо как хороший газон! От такого обилия места мы растерялись: где же здесь ставить палатки? Свою мы поставили так, что передней растяжкой перегородили путь к ручью.

Вечером щедрый завхоз раздала нам остатки перекусов, получилось очень похоже на новогодние подарки. Сладко, вкусно и в мешочках.

День двадцать четвертый.

Выход и электричка. Что еще сказать?

Пришли на станцию быстро, зато долго на ней готовили обед. Дрова попались совершенно негорючие.

Сушили вещи. Переодевались в городское. Тщательно упаковывали рюкзаки. Фотографировались. Ждали электричку. Сели и уехали. Вот в общем-то и всё.

Можно только добавить, что на вокзалах в этот раз долго не сидели, все поезда хорошо стыковались между собой и через два дня, утром, мы уже приехали домой.