Гора - это мудрая лекция "Вечность и я"

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)

Самые красивые места
    Кавказ

Опубликовано: 30/09/2004
    Автор: Урсегова Люба

Гора - это мудрая лекция "Вечность и я"

Организаторы старались сделать всё, чтобы мероприятие это состоялось. В честь семидесятилетия восхождения уральцев на Эльбрус (высочайшая вершина Европы 5642м) была организована альпиниада, в состав участников которой входили студенты ВУЗов города и просто желающие. Все мы (помимо инструкторов и разрядников) ёщё слабо представляли, что такое альпинизм. Из турклуба нашей академии отправились туда два человека (я и Зелёненький). Каждый отправился туда по своим причинам, имея за душой разные цели. Но нас связывало одно желание – увидеть Эльбрус. Но об этом позднее.

А сейчас наш автобус на пути к лагерю. Жарко, клонит в сон, но ты с упоением смотришь в окно. И вот мы в Басканском ущелье. У меня загораются глаза. Какая здесь красота! В твою голову закрадывается мысль: даже ради этого момента стоило сюда поехать!! Но оно длится не так долго: перед глазами разрушенный город, который в 2000 году снесла сель. Его серость и мертвенность заставляют понять, что ты в реальных горах, и не стоит их недооценивать. Под впечатлением увиденного проезжаю оставшуюся дорогу, как в тумане.

До поезда многие только визуально знали друг друга. По дороге мы, конечно, познакомились, но сплоченным коллективом нас назвать было нельзя, что вначале, на занятиях и на первом восхождении на вершину Виатау 3820м, нам очень мешало. Постоянное общение, шутки, песни у газовой горелки помогли нам научиться лучше понимать друг друга, и вроде бы даже сдружиться, но… Но ты всё время сравниваешь с тем, что было оставлено в далёком Екатеринбурге: родное, и в то же время недоступное. Горелка… да…, конечно, она не костёр, но также пытается согревать наши тела и души в кругу людей близких, и в то же время чужих, НЕТ… просто не таких, как…Эти мысли овладевают тобой внизу. Вверху об этом просто некогда думать. Там посещают тебя абсолютно другие мысли, меняющиеся ежеминутно: будет тяжело, но я справлюсь – зачем сюда я пошла, зачем всё это мне надо; как красиво!!! – как холоден ветер, и палит солнце; как интересно – мне страшно; как я рада, что я здесь – я хочу домой. Весь этот бред приходил мне в голову, и как потом выяснилось внизу, не только мне одной, на первом восхождении. Но когда ты на вершине, это всё забывается: ты нем от восторга, вращаешься вокруг своей оси и пытаешься запомнить каждый кусочек увиденного в малейших подробностях и спрятать глубоко в сердце, чтобы как-нибудь поделиться только с самыми близкими, понимающими тебя людьми. Вершина является своего рода призом за преодоленные «страх, бессилие, неверие в себя, отказ от борьбы…» (В.Н. Шатаев «Категория трудности») по пути к ней.

Второе восхождение (Трапеция 3740м) для меня было более интересным в техническом плане и далось легче первого. Открылся столь же красивый вид, но всё уже по-другому. Первое на то и первое, чтобы ярче остаться в памяти.

На следующий день было ещё одно восхождение, но мы решили остаться на стоянке: за несколько часов не успеваешь восстановиться ни психологически, ни физически. Честь и хвала тем, кто смог преодолеть себя в то утро и отправиться в путь (5.00).

В этот же день вниз в лагерь, день отдыха, и вот мы подошли к главной цели: восхождение на Эльбрус. Всё началось со знакомства, предложенного нам инструкторами: акклиматизационного выхода до «Приюта одиннадцати». От населённого пункта под названием Азао мы должны были подняться по канатной дороге три очереди, а затем дойти до приюта. Но тут то весь праздник и заканчивается: две очереди из трёх не работали (высотное расстояние каждой 0.5 км), и мы гружеными «осликами» пошли вверх. Полкилометра - немного, когда ты идёшь по ровной поверхности, но в горах они измеряются часами и временами года: на первой стоит лето, травка зеленеет, подъезжаешь к третьей – зима, ноги вязнут в снегу; дождь, который начался внизу, стал снегом. По пути вверх видимость становилась всё хуже, а силуэты спереди и сзади перестали различать и постепенно совсем сгинули в снежном облаке. Слегка узнаются следы, оставленные товарищами. В монотонности и однообразии добираемся до нового приюта, где можно немного передохнуть и подождать остальных. И вдруг… О, радость! Неожиданно небо прояснилось, и мы увидели Эльбрус во всём великолепии. Издали он кажется маленьким и уютным, но это только издали… Впечатление быстро рассеивается обжигающе холодным ветром и видом старого приюта, стены которого стали за несколько лет похожи на мемориальную доску. Завтра нам предстояло повторить свой сегодняшний путь, но уже с целью ночёвки.

И вот мы снова здесь. Пронизывающий ветер заставлял всех шевелиться с установкой лагеря – всем хотелось в тепло, но в палатке было почти так же холодно, как на улице . Укутавшись во всё, что было, мы попытались поспать – в два предстоял подъём, в три – выход. Эта ночь подкосила людей, не сколько ночь, сколько высота (4100м) и холод с ветром. До скал Пастухова (4800м) дошли не все. До Эльбруса – ещё меньше, но они выдержали всё и победили. Эти десять человек победили не вершину, а победили себя. Пускай мы не из их числа, и причины, по которым не сделали этого, сейчас внизу кажутся вовсе не причинами, а лишь включившимся разумом, чувством самосохранения, или просто оправданием перед самим собой, но горы заставили нас думать и увидеть себя в разных ипостасях.

Попав сюда нельзя не влюбиться в эти места. А сейчас есть повод вернуться, может быть с другими людьми, а может, …кто знает.

Эльбрус манит, манил и будет манить людей со всех концов света своей красотой и величием, относительной простотой и высотной сложностью, и просто, потому что он Эльбрус (гора вокруг которой вертится ветер)…