Азов-гора: История и легенды

    Азов-гора
    Ваша оценка: Нет Средняя: 4.7 (18 голосов)

    Мабука Page
    Средний Урал

    Автор: Бурдина Наталия
    Азов-гора: История и легенды

    Всем уральцам известна гора Азов (Ю-З от г.Екатеринбурга, в 8 км от г.Полевской). Одна из вершин Ревдинского водораздельного хребта, возвышается она на 588м над уровнем моря (а над близлежайшей землей скальная часть возвышается до 25 м и более). Сложена она шаровыми лавами, пересекающимися вертикальными жилами древнейших кристаллических пород Уральского хребта – камня габбро.

    Много легенд и сказаний связано с этой горой, с тем, откуда у нее такое название. Самое известное из них – это, конечно, сказ про девку-Азовку и дорогое имечко, которое открывает клады на этой горе, описанное уральским сказителем П.П.Бажовым. Но оно не единственное…

    По записям фольклорных рассказов старожилов 1885-1902 годов рождения г.Полевского и д.Полдневой, произведенных в экспедиции студентами и преподавателями УрГУ, можно вывести также еще 3 версии истории названия этой горы.

    1.

    Первая версия связана с пребыванием на Уральской земле Емельяна Пугачева (Отряды Пугачева подошли к г.Полевскому в 1774 году):

     

     

    -

    одни говорят, что была у него в пещере той горы жена – девка-Азовка;

     

     

    -

    другие, что был у него помошник Азов, с которым они обменивались костровыми сигналами. Пугачев на Думной горе, Азов на горе, что нынче Азов-горой зовут.

     

    2.

    Вторая версия говорит, что был храбрый разбойник Азов (у некоторых рассказчиков Айзин, у других Азин). Будто по обе стороны Азов-горы торговые пути проходили. С одной стороны купцы везли груз из Ревды, по другой стороне – от Уфалея. Часто везли купцы и золото с драгоценными камнями. (Действительно известно, что в XVII веке мимо Азов-горы пролегала тропа для связи между русскими поселениями и районами Западного Урала.) И с гор Думной и горы Азов разбойники друг другу сигналы подавали, зажигали костры, что идет купцовский обоз. Грабили они их, а добычу бедным людям раздавали. Хотели сгубить его богатые люди, да долго поймать не могли. Сгубили таки. А в народе добрая молва осталась… И по имени его нарекли ту гору. А когда стали умирать другие разбойники, то их именами реки, что возле горы Азов, называли. Так появились и Лавров-река и другие.

     

    3.

    Третья версия связана с девушкой, живущей на горе Азов. Версии эти разделяются по тому, как попала туда эта девушка. В одном сходятся они, что красоты она была невиданной: статная, пригожая, глаза большие темные да глубокие – как два колодца.

     

     

    3.1.

    По данной версии попала она туда насильно.

     

       

    3.1.1

    Будто бы было у этих разбойников все, чего только не пожелаешь, и золото и драгоценные камни – да не было у них добрых нежных подруг. И выкрали они девушку у добрых людей. Назвали Азовкой – по имени главаря. Да поделить не могли - заточили в пещеру. Плакала она долго – да не разжалобила их… По сей день текут слезы девки-Азовки – то ключ-родник возле Азов-горы.

     

       

    3.1.2.

    По другой версии – девка та – Азовка – была дочерью хозяина медеплавильных цехов Турчанинова. (Передача заводов казенного Полевского горного округа А.Ф. Турчанинову произошла в 1757 году.) Сильно плохо жилось людям Турчанинова: работа тяжелая, платил мало. Ходили они к нему с жалобами да просьбами. Да он смеялся только – “да что вы мне сделать то можете, - обойдетесь”. Вот работники и ушли в разбойники и выкрали у него любимую дочь.
     
       

    3.1.3.

    По третьей версии пришли на гору разбойники, узнав, что золото на той горе. А там жили мирные люди. Отбивались они, как могли, бросали в разбойников камни тяжелые, не зная, что они – эти камни – и были золотом. Всех побили разбойники, осталась одна девка. Пожалели они ее и оставили у себя работать.

     

     

    3.2.

    Вторая версия говорит о том, что девка попала туда к разбойникам добровольно.

     

       

    3.2.1.

    Красивая девушка спозналась с разбойниками. Носила им еду, питье. Полюбила, видимо, главаря, дете его под сердцем носила. Узнали об этом ее родители и прокляли. Стала она жить в пещере с разбойниками. И живет та девка по сей день. Скучно ей там одной. Но людям не любит показываться - боится. Но, чтобы знали люди, что жива она… Каждый вечер как стемнеет, зажигает она на вершине горы огонек. Многие люди видали тот огонек, девку искали – да не нашли.

     

       

    3.2.2.

    По другой версии – просто жена главаря была у него изначально.

     

       

    Объединяет эти версии концовка истории. … Так или иначе, но когда стали уходить разбойники от полиции, которая появилась при постройке рудника, много золота в их пещере оставалось. [1] И девка-Азовка вызвалась его стеречь – что полиция-то девке сделает. И сидит она по сей день – ждет, когда придет возлюбленный, да назовет ее дорогое имечко – и раскроются клады.

    И находили ту пещеру…

    Сперва, по рассказу А.Г.Пименовой (1913 г.р.) дед ее спускался в нее сам. Потом показывал маленькой внучке вход в пещеру.

    После, по рассказу Ф.А. Никифоровой (1900 г.р.) отец ее, мальчишкой с друзьями искал ту пещеру. Нашел. Нашел и клад в ней – не деньги только, а ножи разные, кольчуги (сейчас все это храниться в музее г.Екатеринбурга). Было то при Бажове [2], ездил еще, смотрел место, где нашли.

    Далее, находили люди уже вход в пещеру заваленным.

     

    [1] В 1702 году Сергей Бабин, житель Арамильской слободы, и Кузьма Суля (Сулеев), житель Уткинской слободы, открыли месторождение меди на реке Полевой и Гумешках.

    В 1708 году – на Гумешках поставлены сооружения для добычи руды, которую поставляли на уктусский завод, основанный в 1704 году. 1723 год – начало строительства Полевского медеплавитльного завода.

    По преданьям же, еще в очень далекие времена чудские племена, живущие в этих краях, добывали здесь самородную медь.

    Сам рудник – один из самых старейших на Урале – здесь добывали медь еще в эпоху бронзы (кон. 4 – нач. 1-го тыс. до н. э., 6-3 тыс. лет тому назад).

    В XVIII веке Гумешевский рудник – всемирно известный поставщик самого качественного и изумительного малахита. Им отделаны Зимний Дворец (Эрмитаж), Версальский дворец.

    [2] Павел Петрович Бажов жил в Полевском в 1892-1895 годах. А годы его жизни 1879-1950 г.

     

    Кроме этих же фольклорных вариантов названия и истории горы, есть еще и топонимические версии. По предположениям исследователя Н.П.Архиповой конфигурация скал, местами похожих на острый зубчатый гребень, дает основание полагать что “Азов” – есть видоизмененное татарское слово “азау” – что в переводе значит – зуб. По мнению А.К.Матвеева – это метафорический перенос с татарского “азау” – “коренной (зуб)”. В других тюркских языках это слово еще переводится как “клык”, “острие”, “жало”. Такая версия возможна, так как татарское “ ау ” звучит очень близко к русскому “ ов ”. В “Путешествиях” П.С.Палласа ( XVIII век) название горы дается как “Азав”. Но вопрос о принятии подобной версии также усложнен, так как найден документ, а именно челобитная 1695 года, где гора упоминается как гора Азов. Впрочем, данный факт можно объяснить тем, что в челобитной использовалась “уже русская форма” названия, “тогда как Паллас засвидетельствовал тюркскую” [4; с.185].

     

    Не простая это гора – помимо найденных здесь пещер с сокровищами, здесь же в 1940-х гг. у подножья горы и на верхней ее площадке были найдены остатки мансийского стойбища тысячелетней давности – разнообразные изделия из меди и бронзы. В эпоху же железного века (около 3 тыс. лет тому назад) эта гора была жертвенным местом.

     

     

     

    По материалам книг:

     

    1.

    “Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы”. Составитель Кругляшова В.П. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.- 288 с.: ил.


    2.

    Архипова Н.П. “Заповедные места Свердловской области”, Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984.- 160 с.: ил. 16с.


    3.

    “Свердловская область: Материалы к историко-географическому словарю”, Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1962.- 262 с.


    4.

    Матвеев А.К. “От Пай-Хоя до Мугожар: Названия уральских хребтов и гор” Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1983.- 272 с.


    5.

    http://www.midural.ru


    6.

    http://www.fotokritik.ru
    Фото Пикулева А.И.

       

     

    Наталия Бурдина

    28.03.2007